Ямочный ремонт

Любая дорога имеет определенный срок службы‚ так как постоянно подвергается воздействию транспорта и окружающей среды. Наиболее слабым элементом является асфальтобетонное покрытие. Каким бы качественным оно ни было, появляются дефекты, которые приводят к образованию ям и выбоин. Установлено‚ что поверхность, которая нуждается в ежегодном текущем локальном обслуживании‚ составляет 2–3% от всех дорог. Если же повреждения достигают 12–15%, потребуется проводить работы уже на 100% покрытия дороги.

Обычно ямочный ремонт асфальтового покрытия планируется на весну‚ а срочный или аварийный проводится независимо от сезона. Текущим называют ямочный ремонт — ликвидацию ям‚ выбоин или сколов‚ заделку трещин, поверхностную обработку верхних слоев автодорог. Ямочный ремонт позволяет устранить основные дефекты асфальтобетонного покрытия.

Техника и оборудование для ямочного ремонта дорог позволяет устранять повреждения площадью до 25 м2. При выборе границ надо учитывать, что разрушения основания происходят на значительно большей ширине, чем внешняя верхняя зона разрушения. Поэтому нужно, чтобы контур «карты» перекрывал зону внешнего разрушения на 20-30 см. Обычно ширина карты не отличается от ширины полосы движения (в случае широких трещин, обширных выбоин и разрывах, занимающих больше половины ширины полосы).

Ямочный ремонт асфальта производится несколькими способами, наиболее несовершенный из них — резка поверхности в месте работ с применением отбойного молотка или нарезчика швов. Как показывает практика, при проведении обработки внешних границ карты с применением такого оборудования, как отбойный молоток, при дальнейшей эксплуатации дорог происходит выкрашивание границ, что уменьшает срок службы отремонтированного фрагмента. В случае использования нарезчика швов также используется отбойный молоток: для демонтажа и выемки дорожного покрытия внутри карты разрушения.

Наиболее совершенный и долговечный способ — оперативный ямочный ремонт дорожного покрытия методом «холодного фрезерования асфальта» специальной навесной фрезой. Длинные неширокие выбоины, если площадь их превышает 2–3 кв. м (например, трещины с обрушенными краями) обрабатывают или самоходными холодными фрезами, или навесными холодными фрезами, агрегатированными на тракторы или мини-погрузчики. Фреза для ямочного ремонта обладает возможностью срезать поврежденный материал дороги шириной 200 — 500 мм и глубиной до 50 — 150 мм. Один час работы фрезы позволяет обработать фрагмент асфальтобетонного покрытия длиной до 200 м.

Подготовка регламентируется ГОСТ Р 50597-93. Работы‚ выполненные с нарушением технологии, дают недолговечные результаты — покрытие придет в негодность в 2–4 раза быстрее нормативного срока. Подготовка включает в себя:

  • очистку от грязи‚ пыли или влаги;
  • разметку границ с захлестом на неразрушенный слой покрытия на 3–5 см‚ тогда как повреждения расположенные поблизости объединяются одним контуром;
  • вырубку или холодное фрезерование по контуру на всю глубину;
  • зачистку дна и стенок от пыли‚ грязи‚ влаги и крошки;
  • обработку тонким слоем битума или битумосодержащей эмульсии.